31.07.2015

Статья посвящена обоснованию возможности и описанию перехода от предметно-концептуального теоретизирования в кинонауке, продуктом чего является фрагментарная теория кино, к специальной методологической работе, в рамках которой имеющиеся знаниевые представления проблематизируются, распредмечиваются, нормируются и организуются с учетом онтологии кино как системообразующего элемента кинематографа, рассматриваемого как система деятельности.

"Знания зачастую оцениваются по степени их функциональности в рамках типичных или конкретных ситуаций их актуализации. Однако функциональные знания не обязательно являются заместительными по отношению к тому, к чему они относятся. В связи с этим возникает вопрос определения их отношения к уже существующей или той потенциально возможной знаниевой модели объекта, субъективированным, но функциональным представлением которого они являются.
В ситуации формирования целостной знаниевой модели в отношении некоего объекта, разрешение этого вопроса может быть реализовано двумя способами: либо это доказательное отсечение имеющихся предметных представлений как несоответствующих действительности, или же, учитывая функциональность этих представлений, их включение в том или ином качестве в структурную целостность самого объекта. Имея же дело с ситуацией, когда цель формирования целостной знаниевой модели не стоит, но есть необходимость в определенной упорядоченности уже существующего массива знаний, задействуется специфическая исследовательская стратегия.
Такого рода стратегия связана с выходом на «методологическую позицию», находясь на которой, исследователь из-за невозможности нормировать деятельность по получению и организации знаний должен, во-первых, провести проблематизацию существующего знания, во-вторых, его распредметить и, наконец, при наличии возможности, связанной с содержанием и спецификой этого знания, его функционально нормировать. Что, собственно, и является переходом от теории к методологии.
Ответам на вопросы — каким образом такой переход возможен в отношении кинематографа и существующего знания о нем, а также при каких условиях данный переход будет отделяться от чистой методологической работы (без этого актуальность и новизна настоящего исследования не столь очевидны), и, наконец, зачем вообще нужен такой переход, — и посвящена эта статья". <...>


Штейн С.Ю. От теории к методологии кино [Текст] / С. Ю. Штейн // Вестник ВГИК. 2015. № 1 (23). — С. 26-36; №2 (24). — С. 20-30.
(Если Вы заинтересовались данной работой, то напишите мне по электронной почте sergey@schtein.ru и я помогу Вам получить её текст)