НОВОСТИ

01.06.2021

Статья посвящена описанию развёртывания методологической образовательной модели в отношении создания экранных форм. Это оказывается возможным с использованием константного метода и метода онтологизации.

28.01.2021

Статья посвящена теоретическому моделированию онтологии кураторства выставочных проектов. При этом кураторство рассматривается в двух взаимодополняющих «проекциях»: как функция в условиях выставочной деятельности и как самостоятельная деятельность. Содержательной «рамкой» для выражения искомой онтологии является методическое представление деятельности. Методологической основой для теоретического моделирования являются деятельностный подход, генетически-конструктивный подход, метод онтологизации и константный метод. Кроме условной нормы деятельности куратора, отдельно рассматриваются основные возможные варианты выхода за неё, что в данном построении выражается через оппозицию куратору фигуры арт-менеджера. В связи с этим проводится описание онтологических функций арт-менеджера как устойчивого субъекта механизма системной выставочной деятельности.

21.12.2020

Вышла в свет книга С.Ю. Штейна «Матрица гуманитарной науки». Жанр работы – методологический трактат, подразумевающий предельную строгость изложения материала при его всеобъемлющем масштабе.

01.11.2020

Статья посвящена теоретическому моделированию онтологии выставочной деятельности. Содержательной «рамкой» для выражения искомой онтологии является методическое представление деятельности. В качестве основного инструмента для формального выражения содержания используется метод схематизации. Методологической основой для теоретического моделирования являются деятельностный подход, генетически-конструктивный подход, метод онтологизации и константный метод. В осуществляемом построении особое внимание уделяется основным вариантам исходного материала выставочной деятельности и его продукта, а также субъекту, воспринимающему выставку в условиях её функционирования. Полученное методологическое построение может быть использовано в теоретических исследованиях различных аспектов, связанных с выставочной деятельностью и в работе, подразумевающей непосредственно реализацию самой выставочной деятельности.

20.08.2020

Статья посвящена проблематизации использования дискурсивного знания об экранных формах в качестве средства образования, связанного с включением обучающегося в производственную деятельность по созданию той или иной экранной формы и методологическому обоснованию ключевой функциональной роли для этого полноценного дисциплинарного искусствоведческого и киноведческого знания.

25.02.2020

Заседание семинара посвящено докладу С. Штейна, в котором проектно излагается обоснование возможности и логика формирования такого метода, который был бы функционален в условиях любых искусствоведческих исследований.

18.01.2020

В ситуации перепроизводства представлений, выражаемых в форме знания, наверное, важнейшим из условий понимания характера одного знания по отношению к другому, является проведение чёткой демаркации между дисциплинарным и дискурсивным знанием. Одним из специфических аспектов дисциплинарности является возможность масштабируемости дисциплинарного знания и выделения в дисциплинарном сообществе субдисциплинарной группы исследователей как раз и реализующих свою познавательную активность в отношении субпредметной области «родительской» дисциплины. Однако в реалиях гуманитарного знания, и в частности искусствоведения и киноведения, где сама идентичность конкретной дисциплины порой является весьма условной, то, что казалось бы должно рассматриваться как субдисциплина, начинает претендовать на обособленный дисциплинарный статус, либо же проблематизироваться и низводиться до специфического дискурса или даже субдискурса. Показательным примером этого является аниматология (знание об анимации), которая при разных условиях может рассматриваться и как субдисциплинарная предметность искусствоведения и/или киноведения, и как специфический дискурс/субдискурс, и как обособленная дисциплинарная предметность.

13.01.2020

Статья посвящена описанию возможных сценариев в отношении существования искусствоведения в качестве дисциплинарной предметности, в первом из которых оно поглощается культурологией, во втором – оказывается субдисциплинарной предметностью культурологии, а в третьем – отстаивает свою самостоятельность и дисциплинарную идентичность.

11.11.2019

Несмотря на то, что искусствоведение позиционируется как обособленная от иных областей гуманитарной науки дисциплинарная предметность, характер самого искусствоведческого знания является зачастую дискурсивным. Данное противоречие можно было бы не педалировать и списать на специфический характер дисциплинарной идентичности искусствоведения, если бы не ситуация необходимости репродуцирования научных кадров, которое традиционно происходит посредством образовательной институализации: задаваемая методологическая «рамка» академической работы, являющаяся общей логической схемой для любой научной дисциплины, входит в конфликт со спецификой искусствоведения, оказывающегося с её точки зрения ничем иным как специфическим дискурсом. Не пытаясь разрешить данное противоречие, на основе накопленного эмпирического материала, связанного с преподаванием студентам-искусствоведам дисциплин «Академическая работа» и «Методика написания научного текста», делается описание тех социо-психологических микроконфликтов и проблем, с которыми сталкиваются начинающие исследователи искусства, оказываясь в данной ситуации, и в которых вынуждены существовать уже институализированные искусствоведы. Осознание данных проблем поможет ещё только включающимся в искусствоведение понять дисциплинарную специфику науки об искусстве, а уже сложившимся искусствоведам – отрефлексировать свое реальное место в её структуре.

25.09.2019

Статья посвящена обоснованию возможности использования методологической деаккумуляции знаний в качестве стратегического познавательного подхода в искусствоведческих исследованиях.

31.05.2019

Статья посвящена обоснованию возможности и функциональной необходимости рассмотрения фотографии, звукозаписи и способа получения кино-видеокадра, используемых в качестве средства или исходного материала в различных видах творческой активности, как специфических «ветвей» филогенеза феномена автоматической фиксации, имеющего уникальную онтологию, и в индивидуализированном виде сообщаемую «ветвям», онтология которых, в свою очередь, является основой для различных видов творческой деятельности, а эволюция этих видов – как их собственный онтогенез, связанный с трансформацией онтологической основы. Конструируемая онтологическая схема феномена автоматической фиксации может быть использована в качестве матричного для любых последующих производных построений, связанных с данным феноменом, задавая таким образом методологическое единообразие продуцируемому знанию, переводя исследовательскую работу в условиях искусствоведения (потенциально – культурологии, философии – любой гуманитарной дисциплины) на полноценный теоретический уровень.

20.04.2019

Статья посвящена методологическому обоснованию возможности принципиального разделения дисциплинарного и дискурсивного знания в отношении экранных и зрелищных форм искусства.

21.02.2019

Глава в научной монографии посвящена методологической демаркации знаний о кино, позволяющей проводить принципиальную границу между киноведением-субдисциплинарной предметностью искусствоведения и киноведением-самостоятельной дисциплинарной предметностью.

22.01.2019

Статья посвящена описанию объект-предметных отношений, имеющих два принципиально разных значения – философское и методологическое, которые не всегда являются очевидными для не специалистов в методологии и теории познания. В связке с данными терминами возникает необходимость в актуализации таких терминов как объектная область и предметная область. Полученное корректное понимание «связок» терминов объект-предмет и объектная область-предметная область, а также их применение к условностям искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, позволяет артикулировать ключевые методологические аспекты, связанные с дисциплинарной идентичностью существующей «науки об искусстве». Сделанные построения по сути оказываются первичной фундаментальной методологической базой для дисциплинарной идентификации различных обособленных направлений искусствоведческих исследований и могут быть использованы как в самих искусствоведческих исследованиях, так и в условиях ведения образовательных программ, связанных с изучением искусства.

17.11.2018

Статья посвящена описанию корректного и функционального использования системного подхода в искусствоведческих исследованиях.
Предмет – использование системного подхода в условиях искусствоведения, рассматривается с помощью деятельностного подхода, позволяющего представить его в качестве одного из компонентов научно-исследовательской деятельности – сначала безотносительно конкретики определённой дисциплинарной предметности, а затем уже – в условиях его использования непосредственно в искусствоведении. Сделанное описание задаёт самую общую нормативную «рамку» корректного использования системного подхода в условиях искусствоведческих исследований с учётом специфики той предметной области, с которой имеет дело исследователь-искусствовед.
Полученный результат, который по сути является начальным и самым общим методическим описанием использования системного подхода в условиях искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, может быть использован, во-первых, в качестве инструмента проблематизации существующих искусствоведческих знаниевых представлений, в которых указание на использование системного подхода зачастую является случайным и совершенно не значащим, что он использовался в исследовании, во-вторых, при проектировании и нормировании научно-исследовательской деятельности исследователя-искусствоведа, и, наконец, в образовательном процессе – в качестве примера корректного отношения к избираемому методологическому инструментарию при реализации научно-исследовательской работы.

12.10.2018

Исследование посвящено методологическому обоснованию двух ситуаций, при которых, в первом случае – «современное искусство» оказывается частью предметной области искусствоведения, а во втором – становится обособленной предметной областью для принципиально иной дисциплинарной предметности.

20.04.2018

Теоретическое знание в отношении искусства оказывается возможным только вследствие преодоления дискурсивности существующих искусствоведческих исследований, в которых невозможно построение ни одной полноценной теории, но исключительно концепций. Определяя в качестве специфического познавательного принципа, с использованием которого такое преодоление оказывается возможным, деятельностный подход к познанию, ставится вопрос о необходимости формирования адекватного ему средства выражения знания. Исходя из этого, а так же из специфики методологически уточнённой предметной области искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, онтологическую схему которой образуют различные виды деятельности, включая и само наличествующее дискурсивное искусствоведение, в качестве основы для такого средства определяется схема анализа полиструктурной системы Г.П. Щедровицкого. Таким образом, формируется функциональное средство для выражения полноценной теории искусства, удовлетворяющее исходному специфическому познавательному принципу.

27.01.2018

Статья посвящена теоретическому моделированию онтоконструктивной матрицы кинокадра, как фрагментации формосодержательной целостности автоматически фиксируемого.

28.12.2017

Статья посвящена описанию нормативной «рамки» использования методологии в искусствоведческих исследованиях, разворачивающихся в условиях дисциплинарной познавательной ситуации.

12.12.2017

Статья посвящена переводу термина «современное искусство» из языкового формата в формат онтологической схемы, что оказывается возможным при использовании деятельностного подхода и метода онтологизации при реализации специальной методологической стратегии в условиях перманентной рефлексивно-методологической работы, развёртываемой в отношении предметной области, которая в целом оказывается единой и для искусствоведения как дисциплинарной предметности, и для различных типов специфического искусствоведческого дискурса. Полученное построение позволяет преодолевать предзаданную дискурсивность языковых дефиниций, связанных с термином «современное искусство», рассматривая их в качестве продукта специфической рефлексивно-исследовательской активности в отношении реально наличествующего, которое и выделяется из имеющихся и потенциальных знаниевых представлений, приобретая в настоящей работе выражение в форме структурных элементов их онтологических схем.

27.11.2017

Предметом исследования являются основные проблемные ситуации, с которыми может столкнуться искусствовед, реализующий свою исследовательскую активность в условиях дисциплинарной познавательной ситуации. Специфика рассматриваемых проблем обусловлена как исходным материалом актуальных искусствоведческих исследований, обновление которого связано с трансформацией предметной области искусствоведения, так и со спецификой исследовательской деятельности искусствоведа, которая, балансируя между академизмом и дискурсивностью, порой сама оказывается компонентом исследуемого – в том или ином качестве включается в предметную область искусствоведения. В качестве функционального, но специфического для искусствоведения методологического инструментария используется деятельностный подход, рассматриваемый в традиции методологического движения одним из родоначальников которого являлся Г.П. Щедровицкий. Новизна исследования связана с тем, что в результате проведённой проблематизации чётко обозначаются основные вопросы, от адекватного решения которых зависит не только удовлетворение искусствоведением актуальных познавательных запросов, но и целостность самого искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности. В то же время описанные проблемы позволяют сделать вывод о возможности и функциональности их комплексного решения с использованием деятельностного подхода.

28.09.2017

Предметом исследования является методологический инструментарий, который мог бы быть использован для перевода искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности из допарадигмального состояния, в котором оно в настоящее время находится, в состояние парадигмальное. Такая методология обнаруживается в результате перехода от используемого в искусствоведении и в гуманитарной науке в целом натуралистического подхода к познанию к подходу к познанию деятельностному, в условиях которого оказывается возможным ведение перманентной рефлексивно-методологической работы – специфической методологической стратегии, позволяющей произвести искомый перевод. Описательно-аналитическая методология, магистрально используемая в изложении предмета настоящего исследования, дополняется прикладным деятельностным подходом и методом теоретического моделирования, позволяющими сконструировать ядро достаточной онтологической схемы предметной области искусствоведения, наличие которой является одним из главных требований для функционального использования перманентной рефлексивно-методологической работы в заявляемом качестве. Новизна исследования заключается в том, что на основе проанализированного специфического для гуманитарной науки методологического инструментария выдвигаются два принципиально новых условия для исследовательской активности в границах искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, первое из которых позволяет формировать полноценное парадигмальное знание в отношении искусства, а второе – реализовывать функциональную исследовательскую работу, в отношении существующего знания, формирующего искусствоведение как самостоятельную дисциплинарную предметность без парадигмальной составляющей.

27.08.2017

Статья посвящена описанию демаркации между дисциплинарным и дискурсивным знанием о кино, которая может быть использована в качестве функционального инструмента в работе над формированием методологически целостного знания о всей совокупности вопросов, связанных с кинематографом – науке о кино. Для этого сначала проводится общее методологическое обоснование разделения знания на дисциплинарное и дискурсивное, главным образом связанное со спецификой функции знания: заместительной и координирующей для дисциплинарного знания и, отвечающей на конкретный запрос системы, в условиях которой реализуется познавательная активность, или же являющейся выражением собственной мотивированной активности субъекта в структуре системы, для дискурсивного знания. Затем, исходя из анализа наличествующего дискурсивного знания о кино, описывается специфика его функций, которые разделяются на информационную, дидактическую и рефлексивную. И, наконец, обосновываются условия и принципы формирования дисциплинарного знания о кино, связанные с необходимостью выявления онтологии предметной области, соответствующей дисциплинарному знанию, определением её границ, а также маркированием существующих знаний о кино в качестве знаний дискурсивных, входящих в том или ином определённом качестве в структуру предметной области.

09.08.2017

Статья посвящена описанию метода онтологизации в качестве функционального прикладного инструмента искусствоведческих исследований и в то же время как системообразующего метода в отношении самого искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности.

10.07.2017

Статья посвящена описанию деятельностного подхода в качестве функционального прикладного инструмента искусствоведческих исследований и в тоже время как системообразующего подхода в отношении к самой исследовательской деятельности в условиях искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности.

28.04.2017

27 апреля 2017 года в рамках секционного заседания «Новый опрос реальности: художественные миры в начале ХХI века» международной научной конференции «Архитектура в начале XXI века: процессы художественной интеграции и методы их изучения», проводимой Российской академией художеств, состоялся доклад С.Ю. Штейна «Методологический взгляд на феномен искусствознания "взаимодействие искусств"». Вашему вниманию предлагается видео с презентацией и аудиозаписью выступления.

25.04.2017

27 апреля 2017 года в рамках секционного заседания «Новый опрос реальности: художественные миры в начале ХХI века» международной научной конференции «Архитектура в начале XXI века: процессы художественной интеграции и методы их изучения», проводимой Российской академией художеств, состоится доклад С.Ю. Штейна «Методологический взгляд на феномен искусствознания "взаимодействие искусств"».

07.02.2017

Статья посвящена построению теоретической модели онтологии телевидения как системы деятельности, основанной на «матричном контейнере» одной из ветвей филогенеза феномена пространственно-временной дистанционной коммуникации, с использованием в качестве понятийного и терминологического шаблона теоретической модели онтологии кино.

10.05.2016

Статья посвящена обоснованию наличия у анимации отличной от кинематографа онтологии, описанию конструирования теоретической модели онтологии «матричного контейнера», используемого анимацией, понятийно и терминологически соотносимой с теоретической моделью «матричного контейнера», используемого кино, а также их сопоставлению.

18.03.2016

Статья посвящена вычленению звукозаписи из структурной целостности знаниевой модели онтологии кино, построению ее обособленной онтологии, которая могла бы рассматриваться как изначальная в онтогенезе звукозаписи, а также предварительному рассмотрению возможных онтологизирующих функций звукозаписи в различных ситуациях.

26.02.2016

Статья посвящена обоснованию необходимости объединения учебной дисциплины «Академическое письмо» с рядом аспектов таких учебных дисциплин, как «Философия и методология науки», «Актуальные проблемы методологии...» и «Междисциплинарные подходы...» предметной области, по которой идёт подготовка в конкретной образовательной программе, и выделения их в самостоятельную учебную дисциплину «Академическая работа», которая будет посвящена принципам нормирования научно-исследовательской деятельности и выражению её результатов в условиях определённой дисциплинарной предметности.

19.01.2016

Статья посвящена описанию ключевых аспектов деонтологизации кинематографического материала — такого рода трансформации онтологического содержания фиксируемого, в результате которой связь между ним и экранной формой зафиксированного теряет полноту онтологического соответствия.

31.07.2015

Статья посвящена обоснованию возможности и описанию перехода от предметно-концептуального теоретизирования в кинонауке, продуктом чего является фрагментарная теория кино, к специальной методологической работе, в рамках которой имеющиеся знаниевые представления проблематизируются, распредмечиваются, нормируются и организуются с учетом онтологии кино как системообразующего элемента кинематографа, рассматриваемого как система деятельности.

04.12.2014

Статья посвящена критике существующей кинотеории как фрагментарной, выдвижению познавательной стратегии, в рамках которой в отношении кинематографа может быть сконструировано целостное теоретическое знание, а также утверждению теоретической модели онтологии кино в качестве знаниевой матрицы целостной кинотеории.

28.10.2013

В статье осуществляется построение неформализованной онтологии кино, актуализируются такие понятия, связанные с онтологией кино, как онтологическое и моделируемое содержание, выводится логически выстроенный аксиоматический ряд, связанный с онтологией кино, обосновывается онтологически не медийный характер кинематографа, вводится онтологическая классификация кинематографических произведений, а также ставится вопрос о принципиальной возможности формирования методологической парадигмы в отношении кинематографа — полноценной функциональной кинонауки, позволяющей реализовывать на её базе такие образовательные программы, которые были бы независимы от личности обучающего, но исключительно от наличествующего на актуальный момент времени знания, организованного и выраженного в форме методологической парадигмы.

26.04.2013

Статья посвящена введению в проблематику рассмотрения онтологии кино с метапарадигмальной позиции с использованием метода полиразмерного теоретического моделирования.

03.02.2013

Программная статья, посвящённая теоретическому обоснованию формирования методологических парадигм.

24.12.2012

26 декабря (среда) в 19:10 в 429 аудитории главного здания РГГУ состоится первое плановое заседание научного семинара «Онтология кино: деонтологизация кинематографа и онтологизация артпространств».

24.10.2012

26 октября 2012 года (пятница) в 19 часов состоится установочная встреча, посвящённая презентации образовательно-производственного проекта «ДЕКАЛОГ-2013».

29.09.2012

13 октября 2012 года (суббота) в 15 часов в Шуваловском корпусе МГУ, в рамках VII Всероссийского Фестиваля науки состоится публичная лекция кандидата искусствоведения, преподавателя кафедры аудиовизуальных технологий КП №11 Штейна Сергея Юрьевича - "Кинематограф: формирование научной парадигмы".

30.06.2012

29 июня состоялось общее собрание коллектива Колледжа предпринимательства №11 (Москва). По итогам завершившегося учебного года лучшие сотрудники были отмечены грамотами и благодарностями от лица руководства Колледжа.

16.06.2012

Новая статья посвящена методу допредметного исследования фильмов с учётом принципа "демаркационной линии" в рамках парадигмы системного кинознания.

16.04.2012

18 апреля 2012 года (среда) в рамках первого дня международных научных междисциплинарных чтений «Андрей Тарковский. Контекст 2012» состоится доклад Сергея Штейна «Онтологический анализ фильма «Иваново детство».

29.02.2012

2 марта 2012 года (пятница) в 17.00 состоится открытый семинар для руководителей и сотрудников всех отделений Колледжа предпринимательства №11.

27.02.2012

В субботу, 25 февраля 2012 года, прошло заключительное занятие курса Экспресс введение в системное кинознание. Подводя итоги, ведущим курса — Сергеем Штейном, а так же Александром Синягиным — руководителем отделения аудиовизуальных технологий колледжа Предпринимательства №11, на базе которого проходили занятия, было принято решение о запуске Экспериментальной экспресс-мастерской режиссуры игрового фильма.

23.02.2012

25 февраля 2012 года (суббота) в 13 часов состоится пятое, заключительное, занятие учебного курса Экспресс введение в системное кинознание.

16.02.2012

18 февраля 2012 года (суббота) в 13 часов состоится четвёртое занятие учебного курса Экспресс введение в системное кинознание.

07.02.2012

11 февраля 2012 года (суббота) в 13 часов состоится третье занятие учебного курса Экспресс введение в системное кинознание.

01.02.2012

4 февраля 2012 года (суббота) в 13 часов состоится второе занятие учебного курса Экспресс введение в системное кинознание.

26.01.2012

28 января 2012 года (суббота) в 13 часов состоится первое занятие учебного курса Экспресс введение в системное кинознание.

19.01.2012

21 января 2012 года (суббота) в 13 часов состоится моя первая публичная лекция, посвящённая популяризации идей системного кинознания.
На примере анализа собственного опыта ученической, творческой, научной и педагогической деятельности я покажу необходимость формирования методологического отношения к кинематографу для эффективного решения любых теоретических и практических задач, связанных с деятельностью в системе кинематографа.

19.01.2012

Я приветствую всех своих друзей, знакомых, коллег и учеников на страницах моего сайта! Также я хочу поприветствовать всех, кого я не знаю и кто, возможно, пока ещё не знает меня!

Я постараюсь сделать так, чтобы содержание этого сайта как можно более полно и актуально отображало мою научную и педагогическую деятельность. Очень надеюсь, что форум сайта станет своеобразной стартовой площадкой для объединения учёных, разделяющих принципы системного кинознания. Но в тоже время - и открытой площадкой для дискуссий с теми, кто эти принципы отвергает.


ORCID iD icon