27.08.2017

Статья посвящена описанию демаркации между дисциплинарным и дискурсивным знанием о кино, которая может быть использована в качестве функционального инструмента в работе над формированием методологически целостного знания о всей совокупности вопросов, связанных с кинематографом – науке о кино. Для этого сначала проводится общее методологическое обоснование разделения знания на дисциплинарное и дискурсивное, главным образом связанное со спецификой функции знания: заместительной и координирующей для дисциплинарного знания и, отвечающей на конкретный запрос системы, в условиях которой реализуется познавательная активность, или же являющейся выражением собственной мотивированной активности субъекта в структуре системы, для дискурсивного знания. Затем, исходя из анализа наличествующего дискурсивного знания о кино, описывается специфика его функций, которые разделяются на информационную, дидактическую и рефлексивную. И, наконец, обосновываются условия и принципы формирования дисциплинарного знания о кино, связанные с необходимостью выявления онтологии предметной области, соответствующей дисциплинарному знанию, определением её границ, а также маркированием существующих знаний о кино в качестве знаний дискурсивных, входящих в том или ином определённом качестве в структуру предметной области.

Несмотря на наличие огромного количества знаний о кинематографе, формировавшихся на протяжении более чем столетней истории самого феномена кино, до сих пор нельзя сказать о том, что существует полноценная наука о кино – методологически целостное знание о всей совокупности вопросов, связанных с кинематографом. Проблематизируя данную ситуацию, можно указать на целый ряд причин этого, связанных, во-первых, с характером исследовательской активности (несформированность соответствующего целеполагания, направленного на получение целостного знания, отсутствие функционального запроса на такое знание, отсутствие единого взгляда на то, что должно быть положено в основу исследуемого: фильм как конструктивная целостность и его эстетическая ценность, или же фильм как продуктивная составляющая фильмопроизводства, само фильмопроизводство, или же совокупность вопросов, связанных с функционированием кинематографических форм в социокультурной динамике и т.п.), а, во-вторых, со спецификой самого исследуемого (долгое время, из-за отсутствия собственной истории – элементарный недостаток фактологического материала, необходимого для теоретических обобщений, затем – постоянная трансформация кинематографа, связанная как с внутренними факторами – изменение технических средств и технологических решений, эволюция художественных приемов и т.д., так и с факторами внешними – изменение экономических, политических и социокультурных обстоятельств, в условиях обусловленности которыми существует кинематограф, и, наконец, негомогенность самого объекта, связанная с деятельностной множественностью кинематографа, и как следствие – многосоставность продуктивного выхода). Наличествующий же массив методологически разрозненных и разнохарактерных знаний о кинематографе реально работает не столько на потенциально целостное знание, сколько на утверждение принципиальной невозможности такового.
Одним из функциональных инструментов, который может быть использован для работы над преодолением описанной проблемы, является демаркация, проводимая между дискурсивным знанием в отношении кинематографа и существующим условно дисциплинарным знанием в отношении отдельных его частей, которое при определенных условиях может войти в искомую целостность науки о кино. Для того, чтобы осуществить такого рода демаркацию, необходимо, во-первых, обосновать саму возможность разделения знания на дисциплинарное и дискурсивное, а затем в самом общем виде последовательно описать наличествующее дискурсивное и потенциальное дисциплинарное знание о кино, что уже и будет являться требуемым разделением. <...>


Штейн С.Ю. Демаркация дисциплинарного и дискурсивного знания о кино / С.Ю. Штейн // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. No 2А. С.349-358. (скачать pdf)


ORCID iD icon