01.11.2020

Статья посвящена теоретическому моделированию онтологии выставочной деятельности. Содержательной «рамкой» для выражения искомой онтологии является методическое представление деятельности. В качестве основного инструмента для формального выражения содержания используется метод схематизации. Методологической основой для теоретического моделирования являются деятельностный подход, генетически-конструктивный подход, метод онтологизации и константный метод. В осуществляемом построении особое внимание уделяется основным вариантам исходного материала выставочной деятельности и его продукта, а также субъекту, воспринимающему выставку в условиях её функционирования. Полученное методологическое построение может быть использовано в теоретических исследованиях различных аспектов, связанных с выставочной деятельностью и в работе, подразумевающей непосредственно реализацию самой выставочной деятельности.

Выставочная деятельность может рассматриваться с позиций различных дисциплинарных предметностей: культурологии, музеологии, менеджмента, искусствоведения. Причём каждой из них будет формироваться собственное представление выставочной деятельности, исходя из того, в качестве чего и в контексте с чем она станет рассматриваться. Именно поэтому, если встаёт необходимость определения и выражения выставочной деятельности самой по себе безотносительно её возможных интерпретаций, то оказывается, что существующее знание о выставочной деятельности либо ограниченно функционально, либо вообще нефункционально, а с учётом того, что существующее представление при его использовании может внести искажения в производное знание – просто-напросто и опасно, и вредно.

Иметь качественное и безотносительное – полноценное теоретическое знание о выставочной деятельности, особенно важно для искусствоведения, так как в отношении искусства выставочная деятельность из средства его актуализации постепенно трансформировалась в то, в условиях чего стала продуцироваться специфическая форма самого искусства – кураторский проект как форма искусства, а выставочное пространство по сути получило институализирующую функцию по преобразованию всего, что определённым образом окажется в нём в факт самого искусства. Поэтому разговор о выставочной деятельности, о его онтологии – это разговор и о морфологии искусства, и о его собственной онтологии. А если так – то и о дисциплинарной идентичности искусствоведения.

Возможность формирования качественно принципиально иного знания о выставочной деятельности, чем то, которое существует, обусловлена, во-первых, изначальным запросом на полноценное теоретическое знание, а во-вторых, использованием специфического для традиционных гуманитарных исследований методологического инструментария, связанного с переходом от натуралистического к деятельностному подходу к познанию, собственно методологически-деятельностного подхода, генетически-конструктивного подхода, методов теоретического моделирования и онтологизации, константного метода, а также метода методологической деаккумуляции знаний, позволяющего изначально полностью дистанцироваться от каких-либо существующих представлений в отношении предмета.
<...>

Штейн С.Ю. Онтология выставочной деятельности / С.Ю. Штейн // Артикульт. 2020. 39(3). С. 6-25. DOI: 10.28995/2227-6165-2020-3-6-25 (скачать pdf)


ORCID iD icon