21.02.2019

Глава в научной монографии посвящена методологической демаркации знаний о кино, позволяющей проводить принципиальную границу между киноведением-субдисциплинарной предметностью искусствоведения и киноведением-самостоятельной дисциплинарной предметностью.

Фиксируя в качестве непроблематизируемой исходной данности наше нахождение в условиях искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, субдисциплинарными предметностями которой являются и изучение изобразительного искусства, и театроведение, и музыковедение и т.п., что подразумевает наличие в данной дисциплине общего конструктивного начала, из которого «вырастают» локализованные вокруг той или иной продуктивной активности обособленные области, можно сформулировать конкретную проблему, имеющую как научный, так и чисто прикладной характер – отсутствие чёткой демаркации границ киноведения, рассматриваемого в качестве субдисциплинарной предметности искусствоведения, позволяющее интерпретировать киноведение и как субдисциплинарную предметность искусствоведения, и как обособленную дисциплинарную предметность, и как специфическое дискурсивное условное единство (в реальности распадающееся на целый ряд разнохарактерных дискурсов). Решение данной проблемы сформирует в качестве одного из аспекта данности не связанные ни с какими допущениями принципиально однозначные познавательные условия, определяющие нахождение конкретного исследователя в конкретной дисциплинарной предметности – в киноведении-искусствоведении или в киноведении, обособленном от искусствоведения, или же вовсе – в том или ином дискурсивном единстве.

В основе возможности преодоления исходного доминирующего дискурсивного характера гуманитарного знания, используемого в искусствоведческих и киноведческих исследованиях, лежит переход от натуралистического к деятельностному подходу к познанию, в условиях которого познаваемым оказывается не предмет, а сама познавательная деятельность, которая реализуется в отношении этого предмета. Возможность же функционального использования деятельностного подхода к познанию связана с ведением перманентной рефлексивно-методологической работы, в условиях которой используется системодеятельностный подход, позволяющий представлять исследуемое в качестве взаимосвязанных систем деятельности или тех или иных компонентов любой из этих видов деятельности, а также методы онтологизации и теоретического моделирования, с использованием которых оказывается возможным создание функциональных схематических моделей – онтологических схем предметных областей, соответствующих двум принципиально разным дисциплинам, связанным с исследованием кинематографа. Таким образом в результате использования специфического для искусствоведения методологического инструментария проводится отсутствующая чёткая демаркация границ между киноведением, рассматриваемым в качестве субдисциплинарной предметности искусствоведения и киноведением, образующим обособленную от искусствоведения дисциплинарную предметность. <...>


Штейн С.Ю. Границы киноведения как субдисциплинарной предметности искусствоведения // Логика визуальных репрезентаций в искусстве: от иконописного пространства и архитектуры к экранному образу. – Москва: РГГУ, 2019. – С. 234-314. (скачать pdf)


ORCID iD icon