12.10.2018

Исследование посвящено методологическому обоснованию двух ситуаций, при которых, в первом случае – «современное искусство» оказывается частью предметной области искусствоведения, а во втором – становится обособленной предметной областью для принципиально иной дисциплинарной предметности.

Для того, чтобы что-либо стало предметом исследования искусствоведа необходимо, чтобы это что-то располагалось в предметной области искусствоведения. В противном случае искусствовед оказывается на чужой территории – в предметной области, соответствующей иной дисциплинарной предметности, или даже вообще вне научного поля – в условиях того или иного дискурсивного единства. Впрочем, вполне возможна и противоположная ситуация: что-то, изначально находящееся в предметной области искусствоведения, оказывается предметом исследования не искусствоведа и в отношении этого что-то возникает знание альтернативное искусствоведческому. Возможна и третья ситуация, связанная с тем, что в предметной области искусствоведения оказывается нечто, что трансформируясь в исторической перспективе, само мигрирует за границы исходной предметной области, продолжая оставаться предметом искусствоведческой рефлексии более по традиции, чем исходя из текущих реалий. В то же время удержание «ускользающего» предъявляет к искусствоведу необходимость применения к нему такого специфического исследовательского отношения, которое ломает все традиционные искусствоведческие установки.
Конкретным примером предмета из третьей ситуации является «современное искусство», которое в настоящий момент может быть рассмотрено и как часть предметной области искусствоведения, и в качестве обособленной предметной области для принципиально иной – пока ещё не существующей, но потенциально возможной дисциплинарной предметности. Предварительно описав специфический для искусствоведения методологический инструментарий, который оказывается необходим для полноценного исследования данного материала, разберём каким образом это оказывается возможным. <...>


Штейн С.Ю. «Современное искусство»: сегмент предметной области искусствоведения и/или предметная область самостоятельной дисциплинарной предметности / С.Ю. Штейн // Искуствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции. 9-11 ноября 2017 года / Ред.-сост. Г.У. Лукина. – Москва: Государственный институт искусствознания, 2018. – С. 487-495. (скачать pdf)


ORCID iD icon