22.06.2022

Статья посвящена описанию теоретического моделирования рецензии на фильм, как функционального компонента кинематографа-полисистемы. Характер данного предмета позволяет осуществлять построение на трёх принципиальных масштабах: онтологическом, масштабе продукта деятельности, а также масштабе системы-деятельности. Полученный результат может быть использован, с одной стороны, в качестве примера реализации специфической методологической работы, приводящей информацию о кинематографе в форму гомогенизированного теоретического знания, а с другой – как полноценное знание о характере условий, в которых осуществляется продуцирование рецензии на фильм, и вариативной специфике её формосодержательной целостности, обуславливаемой этими условиями. В таком качестве содержание статьи оказывается пропедевтическим средством для тех, кто только включается в деятельность по написанию рецензии на фильм, и в то же время – как один из дополнительных функциональных инструментов распредмечивания для исследующих кинорецензию в качестве специфической формы опосредования информации о кинематографическом произведении.

Теоретические построения в отношении кинематографа-полисистемы с использованием оптимальной для этого методологии (включающей в себя деятельностный [Щедровицкий, 1995, 241-245; Штейн, 2020, с. 92-100] и генетически-конструктивный [Смирнов, 1962, с. 263-284; Стёпин, 2009, с. 140] подходы, методы теоретического моделирования [Штейн, 2021-c, с. 28-29], онтологизации [Штейн, 2020, с. 184-186], схематизации [Розин, 2011; Штейн, 2020, с. 27] и онтопроцессуального членения [Щедровицкий, 1995, с. 257-263; Штейн, 2020, с. 33-35]), которая позволяет характеризовать исследуемую предметную область как центростремительную – преодолевающую фантомность, привносимую спецификой познавательной активности [Штейн, 2021-b, с. 11-12], могут осуществляться на разных масштабах, что в свою очередь характеризует детальность или поверхностность таких построений [Штейн, 2021-b, с. 14]. В условиях конкретного исследования функциональным может оказаться тот или иной масштаб теоретического построения, поэтому исследователь должен владеть не только самой методологией его получения, но и умением применять эту методологию в условиях вариативного масштабирования. А с учётом потенциального наличия уже имеющихся теоретических построений в отношении того же самого, но на иных от требуемого масштабах – умением гомогенизировать разномасштабные построения.
Для ввода в понимание возможного алгоритма и логики такого масштабирования необходим своеобразный пропедевтический референс – пример теоретического построения в отношении одного и того же, который был бы реализован на разных масштабах. Материалом для такого примера в условиях предметной области дисциплинарного киноведения может быть рецензия на фильм. При этом, кроме дидактического результата, при реализации такого масштабированного построения будет иметь место и содержательный результат – целостная теоретическая модель в отношении данного предмета, которая может быть использована в различных целях: образовательных – при включении в деятельность по написанию рецензии, производственных – при нормировании тех или иных аспектов реализуемой деятельности, которые обусловлены или связаны с рецензией на фильм и её функциональным использованием, исследовательских – при работе над познанием тех аспектов кинематографа, которые соприкасаются с таким его компонентом как рецензия на фильм.
Для того, чтобы получаемое построение было теоретическим, а не эмпирически-теоретическим – основанном на обобщении какой-то совокупности эмпирического материала [Штейн, 2021-a, с. 20], используем методологическую деаккумуляцию знаний [Штейн, 2020, с. 175-176], что позволит не только отказаться от эмпирического материала, но и от каких-либо вариативных знаниевых представлений в отношении данного предмета, которые в противном случае пришлось бы обзорно описывать, а затем либо проблематизировать, либо частично использовать. Это оказывается допустимым, так как на настоящий момент нет осуществлённых ранее теоретических построений в отношении рецензии на фильм с использованием того же самого методологического инструментария, при наличии которых всё-таки было бы необходимым либо проблематизировать их, либо определённым образом использовать.
Так как описание разномасштабного теоретического построения, которое будет приведено ниже, является результатом исходно осуществлённой предварительной работы, то, учитывая уже полученное знание о предмете, можно установить, что начать описание следует с самого крупного масштаба, определяющего уникальность предмета (1. Рецензия на фильм: онтологический масштаб), затем перейти на самый общий масштаб, где предмет рассматривается в качестве продукта деятельности, который вариативно функционален в условиях иных видов деятельности, что влияет на его собственную формосодержательную целостность (2. Рецензия на фильм: масштаб системы-деятельности), которая исходя из полученной информации в полном объёме может быть раскрыта в завершении осуществляемого построения (3. Рецензия на фильм: масштаб продукта).
<...>

Штейн С.Ю. Методико-методологическая схема исследований кинематографа. Пример масштабирования компонента предметной области: рецензия на фильм // Артикульт. 2022. №2(46). С. 106-124. DOI: 10.28995/2227-6165-2022-2-106-124 (скачать pdf)


ORCID iD icon