07.02.2017

Статья посвящена построению теоретической модели онтологии телевидения как системы деятельности, основанной на «матричном контейнере» одной из ветвей филогенеза феномена пространственно-временной дистанционной коммуникации, с использованием в качестве понятийного и терминологического шаблона теоретической модели онтологии кино.

Возникновение дисциплинарной предметности всегда связано с выделением конкретной предметной области, в отношении которой и осуществляется познавательная деятельность в границах и условиях соответствующего данной предметности дисциплинарного дискурса. Однако зачастую, в особенности в гуманитарном познании, выделение предметной области - это не нормируемый процесс, связанный с необходимостью систематизации уже имеющегося разнородного и разнохарактерного знания в отношении различных аспектов объективно наличествующего. Таким образом, система знания вытекает не из познаваемого, а из самого знания, что приводит и к изначальному искажению объекта познания, и практически к невозможности приведения саккумулированного знания в соответствие с исходным познаваемым с учетом допустимых границ его познания. Одним из механизмов оптимизации дисциплинарной предметности является специальная методологическая работа, связанная с проблематизацией корректности выделения предметной области и определением её теоретически обоснованной предельной онтологии, по отношению к которой всё иное знание в рамках данной дисциплинарной предметности будет являться производным.
Ситуацию, подобную описанной, мы наблюдаем в связи со знаниями в отношении телевидения: наличествует самоочевидный объект и совокупность знаний о нём, которые и образуют своеобразную дисциплинарную предметность. Однако ни о целостности знания, ни о какой исходной онтологии говорить не приходится. В то же время, имея онтологическое построение, которое содержит явную связь с телевидением - теоретическую модель онтологии кино, его можно использовать в качестве своеобразного понятийного и терминологического шаблона для конструирования уникальной онтологии телевидения, что, во-первых, унифицирует как сами эти построения, так и построения, производные от них, во-вторых, сразу же обнаружит принципиальную - онтологическую разность между онтологией кино и онтологией телевидения, и, наконец, что самое главное - позволит избежать необходимость проблематизировать имеющиеся несвязные теоретические построения в отношении телевидения. <...>


Штейн С.Ю. Онтология кино и онтология телевидения / С.Ю. Штейн // Вестник РГГУ. 2016. № 4(6). Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». С.135-146. (скачать pdf)


ORCID iD icon