31.05.2019

Статья посвящена обоснованию возможности и функциональной необходимости рассмотрения фотографии, звукозаписи и способа получения кино-видеокадра, используемых в качестве средства или исходного материала в различных видах творческой активности, как специфических «ветвей» филогенеза феномена автоматической фиксации, имеющего уникальную онтологию, и в индивидуализированном виде сообщаемую «ветвям», онтология которых, в свою очередь, является основой для различных видов творческой деятельности, а эволюция этих видов – как их собственный онтогенез, связанный с трансформацией онтологической основы. Конструируемая онтологическая схема феномена автоматической фиксации может быть использована в качестве матричного для любых последующих производных построений, связанных с данным феноменом, задавая таким образом методологическое единообразие продуцируемому знанию, переводя исследовательскую работу в условиях искусствоведения (потенциально – культурологии, философии – любой гуманитарной дисциплины) на полноценный теоретический уровень.

Несмотря на то, что фотография, звукозапись и то, что по инерции традиции всё ещё называется кинокадром – средства и материал для доминирующих художественных форм современной культуры, считаются родственными по принципу получения производного продукта, связанного с автоматизмом аппарата фиксации, что позволяет исследователям при необходимости обоснованно ставить их в один ряд, однако, до сих пор на уровне теоретических построений они не рассматриваются как производные от некоего единого феноменального начала: в традиционных исследовательских работах по сути делается только поиск и первичный подход к феноменальной природе автоматической фиксации и попытка выразить найденное с использованием традиционных языковых средств, а в работах методологически принципиальных и формализованных – фиксация того, что связано лишь с конкретизацией использования одной из «ветвей» филогенеза автоматической фиксации, её частным развитием и трансформацией, а также установление отношения в условиях конкретной деятельности (фильмопроизводство) с производным иных «ветвей». Тогда как такое – максимально исходное рассмотрение любых средств автоматической фиксации позволило бы не только сформировать общее терминологически и понятийно единообразно выражаемое филогенетическое древо, построенное на основе анализа ряда уникальных производных реализаций данного феномена, но затем и сами эти реализации рассматривать в их онтологической феноменальности, а их использование в различном качестве – как результат продолжающегося членения в рамках общего филогенеза, не всегда связанного с онтогенезом того или иного производного ответвления.

Чтобы реализовать рассмотрение средств автоматической фиксации как производных от некоего единого феноменального начала, необходимо, во-первых, пояснить специфику познавательной ситуации, в которой такое рассмотрение становится возможным и описать тот методологический инструментарий, который будет задействован в основной части работы, во-вторых, в допустимой минимальной формализации сконструировать теоретическую модель онтологии феномена автоматической фиксации – его онтологическую схему, и, наконец, хотя бы на самом общем масштабе рассмотреть филогенез феномена автоматической фиксации и онтогенез его производных форм.
<...>

Штейн С.Ю. Кино-фотография-звукозапись. Феномен автоматической фиксации: онтология, филогенез, онтогенез производных форм / С.Ю. Штейн // Артикульт. 2019. 33(1). С. 6-32. DOI: 10.28995/2227-6165-2019-1-6-32 (скачать pdf)


ORCID iD icon