10.07.2017

Статья посвящена описанию деятельностного подхода в качестве функционального прикладного инструмента искусствоведческих исследований и в тоже время как системообразующего подхода в отношении к самой исследовательской деятельности в условиях искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности.

Если методы исследования – это то, каким образом субъект получает, организует и выражает данные о предмете, то подход – это или указание на стратегию работы с исследуемым материалом (дедуктивный подход, индуктивный подход и т.п.), или же изначальное рассмотрение исследуемого как чего-то определённого самим подходом. В этой связи можно говорить о собственно методологических подходах, реализующих рассмотрение предмета как чего-то формально определённого (системный подход – предмет как система или как та или иная часть системы, семиотический подход – предмет как знаковая система или элемент/элементы знаковой системы и т.п.), и о подходах интерпретационных, в условиях которых предмет рассматривается как нечто уже содержательно определённое (марксистский подход – предмет как выражение/подтверждение марксистской теории, феминистический подход – предмет как выражение того или иного аспекта феминного начала и т.п.). Причём интерпретационные подходы по большому счёту не являются собственно исследовательскими подходами, а их маркирование в качестве таковых (что нередко происходит в гуманитарной науке) является характеристикой определённого уровня методологической культуры исследователей.
Деятельностный подход связан с рассмотрением предмета через деятельность или как деятельность и собственно самой исследовательской работы – как специфической деятельности в противопоставление натуралистическому подходу к познанию. В то же время существуют различные варианты понимания и применения деятельностного подхода, которые связаны со спецификой того конкретного предмета, в отношении которого он задействуется (психология, образование, управление и т.д.).
Несмотря на то, что искусствоведение как область гуманитарной науки напрямую связано с человеческой деятельностью, деятельностный подход практически не применяется в искусствоведческих исследованиях, а если и возникает само название «деятельностный подход» в работах, связанных с изучением искусства, то оно оказывается или вообще номинальным, или же довольно условно указывающим на то, что исследователь имеет дело с какой-то деятельностью. Однако при полноценном использовании деятельностного подхода и наиболее формализованного его вида – системодеятельностного подхода Г.П. Щедровицкого, данный подход может быть весьма функционален и продуктивен в условиях искусствоведения. Ставя цель – ввод в практику искусствоведческих исследований деятельностного подхода, для того, чтобы иметь достаточное представление о том, что именно будет пониматься под деятельностным подходом в настоящей работе, для начала будет сделан краткий разбор деятельностного подхода как внедисциплинарного подхода и описано противопоставление деятельностного подхода к познанию натуралистическому подходу к познанию, а затем уже проанализированы возможности деятельностного подхода как прикладного подхода в искусствоведении и намечены пути его использования в качестве системообразующего подхода самого искусствоведения как дисциплинарной предметности. <...>


Штейн С.Ю. Деятельностный подход в искусствоведении / С.Ю. Штейн // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. №2. Часть 1. С.99-109. (скачать pdf)


ORCID iD icon