28.01.2021
Статья посвящена теоретическому моделированию онтологии кураторства выставочных проектов. При этом кураторство рассматривается в двух взаимодополняющих «проекциях»: как функция в условиях выставочной деятельности и как самостоятельная деятельность. Содержательной «рамкой» для выражения искомой онтологии является методическое представление деятельности. Методологической основой для теоретического моделирования являются деятельностный подход, генетически-конструктивный подход, метод онтологизации и константный метод. Кроме условной нормы деятельности куратора, отдельно рассматриваются основные возможные варианты выхода за неё, что в данном построении выражается через оппозицию куратору фигуры арт-менеджера. В связи с этим проводится описание онтологических функций арт-менеджера как устойчивого субъекта механизма системной выставочной деятельности.
Совершенно очевидно, что саморефлексия художника, куратора и даже философа – это не исследовательская рефлексия. Но «магия» её такова, что дисциплинарные исследователи – искусствоведы и культурологи, поддаваясь ей, зачастую наследуют не только её форму, но и само её содержание. Поэтому традиционно почти любой разговор о современном искусстве и кураторстве, даже если он и заводится дисциплинарным исследователем, то начинается и продолжается как задорная «игра» с разнообразными цитатами и всевозможными понятиями, начинающимися с «пост» и «мета» и заканчивающимися на «изм», значение которых и концептуально, и контекстуально, и порой даже – ситуативно. При этом центральным, конечно, оказывается не искомое знание, которое в актуальный момент должно стать заместительным в отношении познаваемого (а именно это чаемая цель науки!), а концепт – интерпретация определённого материала – самовыражение в его отношении. Но к науке, в данном случае – к гуманитарной науке, это не имеет никакого отношения! Причём и саморефлексия субъектов культуры, и такая их «игра» вполне может быть предметом гуманитарного исследования. Но ни сама эта саморефлексия, ни сама эта «игра» не являются исследованием! Предмет научного исследования может рассматриваться в контексте, саморефлексия субъекта культуры может осуществляться из контекста, но учёный-гуманитарий должен максимально и активно – методологически дистанцироваться от какого-либо контекста, ведь только в таком случае он останется насколько только это возможно для человека, независимым и от какой-либо точки зрения на исследуемое. и от самого этого исследуемого.
Возможность построения онтологии кураторства без опоры на какие-либо существующие представления связанные с кураторством, обусловлена использованием методологической деаккумуляции знаний, позволяющей при ведении специальной методологической работы абстрагироваться от наличествующих концептуальных точек зрения на материал. Здесь такой подход оправдывается тем, что при построении теоретической модели онтологии кураторства, во-первых, онтологизируемое изымается из какого-либо контекста, так или иначе искажающего его, а, во-вторых, оно изначально очищается от всевозможных уже имеющихся концептуальных объяснений и интерпретаций, которыми предзадаётся его определённое видение, имеющее отношение не столько к этому материалу, сколько к самим этим представлениям.
В то же время данное методологическое построение является производным от методического построения выставочной деятельности, в которой данный тип деятельности был представлен главным образом через такие компоненты, как исходный материал и продукт [Штейн, Онтология выставочной деятельности, 2020]. Но в данной работе присутствует и определённая специфика, обусловленная необходимостью рассмотрения кураторства выставочных проектов не только через функцию куратора в условиях выставочной деятельности – в качестве компонента её механизма, но и как самостоятельную деятельность. <...>
Штейн С.Ю. Онтология кураторства / С.Ю. Штейн // Артикульт. 2020. 40(4). С. 6-36. DOI: 10.28995/2227-6165-2020-4-6-36 (скачать pdf)