27.11.2017

Предметом исследования являются основные проблемные ситуации, с которыми может столкнуться искусствовед, реализующий свою исследовательскую активность в условиях дисциплинарной познавательной ситуации. Специфика рассматриваемых проблем обусловлена как исходным материалом актуальных искусствоведческих исследований, обновление которого связано с трансформацией предметной области искусствоведения, так и со спецификой исследовательской деятельности искусствоведа, которая, балансируя между академизмом и дискурсивностью, порой сама оказывается компонентом исследуемого – в том или ином качестве включается в предметную область искусствоведения. В качестве функционального, но специфического для искусствоведения методологического инструментария используется деятельностный подход, рассматриваемый в традиции методологического движения одним из родоначальников которого являлся Г.П. Щедровицкий. Новизна исследования связана с тем, что в результате проведённой проблематизации чётко обозначаются основные вопросы, от адекватного решения которых зависит не только удовлетворение искусствоведением актуальных познавательных запросов, но и целостность самого искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности. В то же время описанные проблемы позволяют сделать вывод о возможности и функциональности их комплексного решения с использованием деятельностного подхода.

Мобильность и функциональность исследовательской активности учёных во многом зависит от осознания и понимания тех ключевых проблемных ситуаций, в которых они оказываются, будучи приобщены к той или иной конкретной дисциплинарной предметности. Фиксация актуальных проблем позволяет вести оперативный поиск оптимальных средств, подходов и методов, с помощью которых они могут быть решены. Поэтому описание основных актуальных проблем искусствоведческих исследований, которые главным образом возникают в результате трансформации социокультурной действительности, частью которой является предметная область искусствоведения – это тот рефлексивный результат, который открывает перспективу исследовательских возможностей и задаёт вектор направления приоритетной научной работы (как в условиях самого искусствоведения, так и на более широком масштабе – например, в рамках культурологических исследований). В то же время при этом необходима актуализация понимания специфики самой научно-исследовательской деятельности в условиях дисциплинарной предметности, в отличии от познавательной работы в дискурсной ситуации (что чрезвычайно важно и для искусствоведения, и для гуманитарной науки в целом), а так же определённое переформатирование понимания своеобразия самого искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности.
В качестве методологического инструментария для этой работы был избран специфический для искусствоведения подход, связанный с целым направлением исследовательской мысли, сформировавшимся в условиях так называемого московского методологического кружка (ММК). Данный подход позволяет перевести разговор о предмете в плоскость мыследеятельности, в которой и зарождается само понятие о предмете, оказывающемся в условиях используемого подхода доступным для представления через анализ компонентов, участвующих в его формировании. Использование такого рода методологии связано с необходимостью постоянной фокусировки на деятельности – исследуемой (непосредственно исследуемое определяется в качестве деятельности, компонента или компонентов деятельности) и собственной (рефлексивной в отношении исследуемого), а так же её специфического анализа. Это требует определённой – непривычной для искусствоведческой традиции, формализации изложения материала, порой – некоторого схематизма, который исследователями, находящимися вне традиции ММК, может быть принят за схоластизм. Однако в данном случае выбор такого методологического инструментария видится целесообразным в связи с предоставляемыми им возможностями, во-первых, – гомогенного рассмотрения исследуемого материала, а, во-вторых, – абстрагирования от исходных интерпретационных установок в отношении проблематизируемого, связанного с включённостью исследователя в специфическую для искусствоведения познавательную активность и его потенциальной зависимостью от существующей исследовательской традиции. <...>


Штейн С.Ю. Актуальные проблемы искусствоведческих исследований / С.Ю. Штейн // Культура и искусство. — 2017. - № 10. - С.59-73. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.10.23490. URL: http://e-notabene.ru/pki/article_23490.html (читать статью на сайте журнала)


ORCID iD icon