17.11.2018

Статья посвящена описанию корректного и функционального использования системного подхода в искусствоведческих исследованиях.
Предмет – использование системного подхода в условиях искусствоведения, рассматривается с помощью деятельностного подхода, позволяющего представить его в качестве одного из компонентов научно-исследовательской деятельности – сначала безотносительно конкретики определённой дисциплинарной предметности, а затем уже – в условиях его использования непосредственно в искусствоведении. Сделанное описание задаёт самую общую нормативную «рамку» корректного использования системного подхода в условиях искусствоведческих исследований с учётом специфики той предметной области, с которой имеет дело исследователь-искусствовед.
Полученный результат, который по сути является начальным и самым общим методическим описанием использования системного подхода в условиях искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, может быть использован, во-первых, в качестве инструмента проблематизации существующих искусствоведческих знаниевых представлений, в которых указание на использование системного подхода зачастую является случайным и совершенно не значащим, что он использовался в исследовании, во-вторых, при проектировании и нормировании научно-исследовательской деятельности исследователя-искусствоведа, и, наконец, в образовательном процессе – в качестве примера корректного отношения к избираемому методологическому инструментарию при реализации научно-исследовательской работы.

При реализации познавательной активности, а конкретно – научно-исследовательской деятельности в условиях дисциплинарной предметности, то есть продуцируя знание в отношении части, соответствующей данной дисциплине предметной области, которое затем будет восприниматься в качестве заместительного в отношении познаваемого (собственно – такова цель научного познания), чрезвычайно важно не только избирать адекватный материалу методологический инструментарий, но и корректно его использовать. Однако в искусствоведении (причём во всех его субдисциплинарных областях – связанных с изобразительным искусством и архитектурой, театром, кино и т.д.) наличествует проблема номинального заявления исследователями использования в своих работах в качестве методологии системного подхода при его реальном отсутствии или в лучшем случае – использовании терминологии, которая связана с системным подходом, но которая сама по себе, конечно же, не является заявляемым методологическим инструментом. С одной стороны – это может указывать на адекватность и уровень методологической грамотности отдельных исследователей, и при этом – даже не отображаться на качестве самого продуцируемого ими знания, полученного с использованием иных методологических подходов (знания – адекватного этим подходам), но объём таких исследований весьма негативно характеризует общую культуру познавательной активности искусствоведов. Не касаясь подробно причин этого (тут и специфичность самого системного подхода, и сложность изложения его практического применения, которое могло бы быть использовано в качестве методического указания, и отсутствие примеров его адекватного использования в условиях искусствоведения), необходимо указать на главное – на отсутствие хотя бы поверхностного описания того, каким образом системный подход может быть использован в специфических условиях искусствоведения.

Таким образом, цель настоящей работы – описание возможности корректного и функционального использования системного подхода в искусствоведческих исследованиях. Для этого сначала будет проведено краткое описание системного подхода безотносительно его применения в условиях той или иной конкретной дисциплинарной предметности, а затем проанализировано его возможное использование в условиях искусствоведения на двух принципиальных масштабах («произведение»-система и деятельность (связанная с «произведением»)-система). <...>


Штейн C.Ю. Системный подход в искусствоведении / Штейн С.Ю // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. No 2 (12). С. 122–134. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-122-134 (скачать pdf)


ORCID iD icon