20.08.2020

Статья посвящена проблематизации использования дискурсивного знания об экранных формах в качестве средства образования, связанного с включением обучающегося в производственную деятельность по созданию той или иной экранной формы и методологическому обоснованию ключевой функциональной роли для этого полноценного дисциплинарного искусствоведческого и киноведческого знания.

Для того, чтобы иметь возможность абстрагироваться от изначальных установок в отношении взаимообусловленности между искусствоведением, киноведением и образованием, связанным с созданием экранных форм, а также самой деятельностью по их производству, необходимо встать на рефлексивную позицию по отношению и к первому, и ко второму, и к третьему — то есть посмотреть на них со стороны, вне собственной возможной изначальной включённости либо в исследовательскую, либо в образовательную, либо в производственную деятельность. Ведь только в этом случае будет сформирована такая познавательная ситуация, в которой продуцируемое знание окажется независимым от тех или иных частных запросов в нём, то есть не будет связано необходимостью функционально обслуживать какой-то из аспектов перечисленных видов деятельности. Или, точнее — функцию внутри механизма, обслуживающего деятельность. При этом специфика включения во многом обуславливается как конкретикой данного механизма (чем он проще, или чем жестче снормирован, тем проще в него включиться), так и особенностью самой этой функции (чем сложнее функция, тем затруднительнее её реализовать без специальной подготовки и, возможно даже, опыта).

В то же время только в ситуации такого рефлексивного выхода появляется возможность принципиального разделения знания в отношении экранных форм на дискурсивное — первично утилитарно функциональное, и дисциплинарное — являющееся в актуальный момент заместительным в отношении чего-то наличествующего, что и формирует конкретную дисциплинарную идентичность, устойчивость которой и утверждается в качестве основного условия для целостного образования, связанного с созданием экранных форм.

В данном случае понимание логики перехода на рефлексивную позицию и её функционального использования обусловленно необходимостью рассмотрения образования, связанного с созданием экранных форм в качестве компонента сложной системы-деятельности (1. Образование как деятельность / компонент системы деятельности), анализа основной функции знания в условиях образования (2. Знание как средство образования), а также описания того значения, которое потенциально может получать полноценное дисциплинарное знание в рассматриваемой образовательной деятельности (3. Дисциплинарное знание об экранных формах в образовании, связанном с практической деятельностью).
<...>

Штейн С.Ю. Дисциплинарная устойчивость искусствоведения и киноведения как условие целостного образования, связанного с созданием экранных форм / С.Ю. Штейн // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: Сборник материалов научной конференции. Москва, 7 ноября 2019. Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения, профессор Н.Г. Кривуля. – Москва: Каллиграф, 2020. – С. 8-21. (скачать pdf)


ORCID iD icon