25.09.2019

Статья посвящена обоснованию возможности использования методологической деаккумуляции знаний в качестве стратегического познавательного подхода в искусствоведческих исследованиях. Важность ввода в дисциплинарный оборот искусствоведения данного подхода обусловлена необходимостью поиска оптимальных средств, которые могли бы быть использованы для преодоления дискурсивности искусствоведческих исследований – одной из главных проблем искусствоведения, которая подтачивает фундаментальные основы его дисциплинарной идентичности. Данный подход оказывается функциональным и получает место стратегического подхода, обслуживая метапарадигмальную и специальную методологическую познавательные стратегии, основанные на переходе от натуралистического к деятельностному подходу к познанию. В таком качестве методологическая деаккумуляция знания замещает кумулятивный этап программы научно-исследовательской деятельности и задает новые продуктивные исходные познавательные условия, в которых преодолевается необходимость обязательного включения исследователя в концептуальный дискурс и полемики с концептуальными предшественниками. Таким образом, данным подходом не только оптимизируется индивидуальная работа исследователя-искусствоведа, который освобождается от непреодолимой дискурсивной зависимости, обусловленной допарадигмальной спецификой искусствоведения как специфической дисциплинарной предметности, но, что самое главное, – закладываются основы для принципиально новой дисциплинарной культуры, потенциально возможной в качестве нормативной для искусствоведения.

Нормирование научно-исследовательской деятельности в условиях искусствоведения и шире – в границах гуманитарных дисциплин, определяемых как дисциплинарные предметности без парадигмальной составляющей, вследствие условности и тотальной субъектозависимости того знания, которое может быть получено при ее реализации, почти всегда связано с проблемой потенциальной функциональности получаемого знания. Таким образом, продукт деятельности обесценивает процесс его получения. В качестве возможного выхода из данной ситуации предлагается использовать на начальных этапах научно-исследовательской деятельности специфический подход – методологическую деаккумуляцию знаний – стратегический подход, связанный с сознательным принципиальным абстрагированием от имеющихся знаний в отношении исследуемого.

Обоснование возможности использования методологической деаккумуляции знаний в гуманитарных исследованиях в качестве функционального подхода к преодолению проблемы, связанной с трудностью реализации полноценной научно-исследовательской деятельности в ситуации понятийно и содержательно разрозненного знания в границах дисциплинарных предметностей без парадигмальной составляющей, требует последовательного решения задач по проблематизации функциональности реализации полноценной программы научно-исследовательской деятельности в разбираемой ситуации, краткому обзору двух стратегий – метапарадигмальной и специальной методологической, которые не связаны с необходимостью проведения в качестве третьего этапа программы научно-исследовательской деятельности аккумуляции знаний, и, наконец, описанию методологической деаккумуляции знаний как подхода, замещающего этап аккумуляции знаний.
<...>

Штейн С.Ю. Методологическая деаккумуляция знаний в искусствоведении / Штейн С.Ю // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. No 1. С. 98-107. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-1-98-107 (скачать pdf)


ORCID iD icon